Магические обряды, нацеленные на высвобождение энергий из глубин
человеческого существа, как правило, обильно сдобрены сексом. Сексуальное
влечение - одна из самых мощных сил как в человеке, так и соответственно
во вселенной; и маг должен испытать на себе проявления этой энергии и
подчинить ее своему контролю. Сексуальные табу и ограничения в этой сфере
являются препятствиями на пути развития совершенного человека, и их
надлежит преодолеть. Магу не чуждо языческое наслаждение радостями плоти,
однако теория магии гласит, что смысл сексуальных обрядов заключается
вовсе не в чувственных удовольствиях как таковых (и, следует отметить,
многие ведьмы утверждали, что совокупление с Дьяволом крайне болезненно).
Если маг расслабится и пойдет на поводу у своих желаний, ему не удастся
достичь того идеального равновесия противоположностей, которое требуется
для магического развития.
Один из самых авторитетных магических текстов - "Изумрудная скрижаль"
Гермеса Трисмегиста, пользующаяся среди оккультистов глубоким уважением.
Маги, имеющие дело с мистериями, испытывают благоговение перед всем
таинственным, а "Изумрудная скрижаль" в этом отношении непревзойденна:
постичь ее высший смысл не удалось еще никому. Согласно преданию, этот
текст был некогда выгравирован финикийскими буквами на скрижали из
изумруда, которую нашла в гробнице Гермеса Трисмегиста Сарра, жена Авраама
(другая версия приписывает эту находку Александру Македонскому). Легенда
добавляет, что бесценная скрижаль была зажата в руке скелета. Гермес был
древнегреческим богом мудрости и покровителем магии. А Гермес Трисмегист
("Трижды Величайший"), согласно одному из многочисленных мифов, окутывающих
эту таинственную личность, был внуком Адама, непревзойденным мудрецом и
строителем пирамид.
Латинская версия "Изумрудной скрижали" существовала уже около 1200 года
н. э.; еще раньше появились арабские версии. Эти два перевода не
согласуются друге другом. Ни тот, ни другой текст нельзя назвать достаточно
осмысленным; однако в магии особую роль играет первая фраза латинской
версии: "Quod superius est siсut quod inferius et quod inferius est sicut
quod superius ad perpetranda miraсula rei unius". Это означает: "Что
наверху, то и внизу; что внизу, то и наверху; дабы достичь чудес единого".
Это - великий магический принцип "что наверху, то и внизу", лежащий в
основе астролог гни. Это еще одно подтверждение теории о том, что человек
- земное подобие Бога: человек на земле таков же, каков Бог на небесах.
Кроме того, здесь проявилась древняя вера в то, что земные события - это
отражение деяний небесных богов. Земные события являются отражением
небесных потому, что и те, и другие зависят от одной и той же силы
("единого", которое примиряет противоположности "наверху" и "внизу"), -
подобно двум колесам, вращающимся на одной оси. Астрология зародилась в
Месопотамии, где у каждого города-государства был свой бог-покровитель и
где всякое изменение в соотношении сил между городами-государствами
рассматривали как непосредственное отражение перемен в отношениях между
богами. Астрология покоится на таком же убеждении, только древних богов в
ней заменяют планеты (вавилоняне и ассирийцы связывали с планетами главных
божеств своего пантеона).
Например, соединение* Юпитера (планеты здоровья) с двумя так называемыми
злотворными планетами - Сатурном и Марсом - считалось знамением чумы. В
XIV веке полагали, что именно такое соединение, случившееся в 1345 году,
стало предвестием ужасной "черной смерти" - эпидемии чумы 1348 года,
Позднее утверждали, что другое соединение этих трех планет возвестило о
появлении сифилиса в Европе. По мнению современных астрологов, мужчина, в
момент рождения которого Венера находилась близко к Солнцу, будет
женственным (женственная сила Венеры окажет особое влияние на личность
человека, которую символизирует Солнце). Если же, например, Сатурн в
гороскопе человека расположен напротив Солнца, то такой человек склонен к
частым простудам, ибо Сатурн - самая холодная из планет, наиболее
удаленная от солнечного типа (не считая, разумеется, Урана, Нептуна и
Плутона, которые были открыты уже после того, как астрологи выработали
многие традиционные принципы толкования гороскопов). Известную склонность
Наполеона к обжорству можно было бы предсказать исходя из того, что в
момент его рождения Венера находилась в знаке Рака. Венера - символ любви,
а Рак управляет желудком; и, следовательно, Наполеон от природы должен был
питать склонность к чревоугодию.
Таковы примеры применения принципа "что наверху, то и внизу". Однако и
противоположный принцип- "что внизу, то и наверху" - не менее важен. С
одной стороны, небесные явления служат знаками земных событий; но, с
другой стороны, то, что происходит на Земле, свидетельствует о положении
дел на небесах. Вот почему древние гадатели, рассматривая овечью печень,
определяли по ее форме, насколько благосклонно относятся боги к тому или
иному делу, задуманному человеком.
На этом принципе основаны и многие другие весьма причудливые способы
предсказания будущего, ибо любое событие, сколь бы малозначительным оно ни
казалось, могло намекнуть гадателю на то, в каком направлении развивается
ситуация во вселенной. В древности гадали не только по внутренним органам
жертвенных животных, но и по сновидениям и жребиям, по форме, которую
принимали капли масла, влитого в воду, по необычным событиям (таким,
например, как рождение детей-уродов) и по миграциям диких зверей и птиц.
Знаменитая шотландская ведьма Агнесса Сэмпсон, казненная в 1590 году,
определяла, выздоровеет ли больной, по поведению большого черного пса.
Плутарх, живший на рубеже I-II веков н. э., сообщал, что египтяне считают
знамениями случайные слова малолетних детей. Астролог и маг XIII века Майкл
Скотт* верил, что будущее можно предсказывать по чиханию. Если человек
чихнет два или четыре раза подряд, а затем тут же встанет и пройдется по
комнате, то дело, исходом которого он в данное время озабочен,' завершится
успешно. Если при подписании контракта человек чихнет один раз, то условия
договора будут соблюдены; если же он чихнет трижды, то договор будет
нарушен. Если некто чихает два раза за ночь в течение трех ночей подряд, то
это - предвестие близкой смерти в доме* Современные методы гадания, которые
не менее (а подчас и более) причудливы и странны, чем древние также
основаны на описанной выше магической теории устройства вселенной. Сейчас
книги о толковании сновидений, о гадании по линиям на ладонях, по игральным
картам или по чайным листьям можно найти во многих книжных магазинах и
библиотеках. Любопытный метод предсказания судьбы - так называемая
молеософия, гадание по родинкам на теле. Если у вас есть родинка в правой
части лба, то вы талантливы и, скорее всего, добьетесь успеха в жизни; если
же родинка находится в левой части лба, то вы упрямы, склонны к
расточительности и ведете беспутный образ жизни.
Родинка на правом колене предвещает счастливый брак, а на левом колене
означает дурной характер и раздражительность. Родинка на кисти правой руки
сулит успех в делах, а на кисти левой руки служит признаком артистической
натуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все эти правила
совершенно серьезно излагаются в книге, опубликованной в США в 1945
году *.
Все эти методы, основанные на интерпретации случайных событий и феноменов
(случайных реплик, которые произносит ребенок; чихания; расположения
родинок на теле и т. п.), объясняются верой в то, что в действительности
ни одно событие не является случайным. Вся вселенная - это единая
структура, элементы которой тесно взаимосвязаны. Любое событие - часть
общей структуры, и на основе его можно предсказывать будущие события, ибо
они тоже - элементы этой структуры.
Применение принципа "что внизу, то и наверху" не ограничивается областью
гаданий. События "наверху" и события "внизу" развиваются параллельно. А
потому, управляя событиями на Земле, "внизу", можно повлиять на ход
событий "наверху". В 1628 году Папа Римский Урбан VIII призвал в Рим
Томмазо Кампанеллу' (который прежде являлся членом монашеского ордена
доминиканцев, но был изгнан из него и заключен в тюрьму по обвинению в
ереси), дабы с его помощью предотвратить солнечное затмение, которого Папа
опасался как предвестия своей смерти. Кампанелла и Урбан VIII наглухо
закрылись в помещении, стены которого были задрапированы белыми
занавесями. Они зажгли два светильника, олицетворявшие Солнце и Луну, и
пять факелов - символы планет. Они собрали драгоценные камни и растения,
связанные с благотворными планетами - Юпитером, Венерой и Солнцем, - и
предметы, окрашенные в символические цвета этих планет. Они выпили
напиток, который был изготовлен в период влияния Юпитера и Венеры, и
исполнили особую "юпитерианскую и венерианскую" музыку. Всеми этими
действиями они пытались создать свое собственное маленькое "небо", планеты
на котором располагались бы благоприятно. Это "небо" должно было
магическим образом повлиять на неблагосклонное к Урбану VIII настоящее
небо и либо вовсе предотвратить затмение, либо уберечь от его воздействия
Папу, спрятавшегося в "волшебной комнате". По-видимому, их усилия
увенчались успехом, ибо Урбан VIII умер только в 1644 году *.