Планета Gods Bay является
образовательным и просветительским
проектом и посвящена мифологиям основных
культур древнего мира - шумерской,
зороастрийской, египетской, ведийской,
античной, кельтской, скандинавской,
славянской, китайской, японской мифологии,
а также мифологии Мезоамерики.
Мифологические традиции древних
цивилизаций по праву составляют основу
идей и понятий, являющихся фундаментом
мировоззрения современного человека.
В древних сказаниях заложены все ключевые
аспекты бытия: великая любовь и ревность;
конфликт старого и нового поколений;
мужество и жестокость мужчин, особенно
на полях сражений; проказы плутов,
любителей нарушить размЭнциклопедия
всемирной мифологии еренную скуку
жизни; тяжесть болезни или увечья;
таинство смерти, загробная жизнь, включая
возрождение и переселение душ, а также
жизнь после смерти; влияние колдовства
на разум и тело; страсть к странствиям
или смертельные схватки с чудовищами;
горечь предательства; внезапность
несчастья, удачи и всего, что связано с
судьбой; отношения между земным и
небесным, между людьми и богами; мифы о
мировом потопе; гипотезы сотворения
мира и происхождения общества; и
последнее, пожалуй самое важное —
желание постичь сущность вселенной.
О попытках понять всю
сложность мира свидетельствуют мифы
древних народов, некогда живших в
Месопотамии, очаге цивилизации, а также
в Палестине, Древнем Иране, Египте,
Индии, Китае и Японии. Природные стихии
постоянно грозили гибелью населению
этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь
как непрерывную борьбу человека с силами
хаоса и его победу. Так, аккадская Тиамат,
чудовищное воплощение первобытного
мирового хаоса-океана, погибает в
яростной битве с богом Мардуком, который
после победы в сражении сотворил мир.
Характерной особенностью
восточных мифологий является представление
древних о загробной жизни человека как
о продолжении земной. Это ярко отразилось
в мифах о царстве мертвых, о загробном
суде справедливого египетского бога
Осириса, свирепого индийского владыки
мира мертвых Ямы и японского демона ада
Эмма-о.
По-иному трактуются
эти извечные вопросы в мифах Греции,
Кельтики, Скандинавии, хотя европейские
боги и богини, а также герои и смертные,
сталкиваются с теми же проблемами жизни,
смерти и судьбы. Так, афинский герой
Тесей успешно справился с чудовищным
Минотавром, но бросил свою верную
помощницу, царевну Ариадну, а следствием
его беспечности стала гибель отца Тесея,
который бросился со стены афинского
Акрополя. Древние греки были величайшими
мифотворцами Европы. Именно они придумали
слово "миф" (в переводе с греческого
"предание", "сказание"), которым
мы сегодня называем удивительные истории
о богах, людях и фантастических существах.
И в нашем веке людей волнует старая как
мир история Эдипа, убийцы отца поневоле;
приключения Ясона, пересекшего Черное
море в поисках волшебного золотого
руна; судьба Елены, прекраснейшей из
женщин, которая послужила причиной
Троянской войны; странствия хитроумного
Одиссея, одного из храбрейших греческих
воинов; история титана Прометея,
даровавшим людям божественный огонь;
удивительные подвиги могучего Геракла,
а также истории великого множества
других персонажей.
Своеобразие кельтских
мифов заключается прежде всего в том,
что в них чаще всего речь идет о героях,
и меньше — о богах. Идеалом островитян
можно считать бесстрашного Кухулина,
в одиночку защищавшего Ольстер от
вторжения ратей Медб, королевы Коннахта.
Мифы кельтов достаточно драматичны,
так неспособность Кухулина на миг
остановиться и поразмыслить привела к
тому, что он своей рукой убил Конлайха,
родного сына от амазонки Айфе. Одну из
многочисленных загадок кельтской
мифологии представляет собой «явление»
короля Артура, его внезапное вторжение
в ход мифологической истории. Преданиям
и историям об Артуре и его рыцарях
(Ланселот, Персиваль, Овэйн, Борс, Галахад,
Гавейн и другие), вне всякого сомнения,
присущ подлинный исторический колорит,
но они имеют и столь же бесспорно
мифический характер. В отличие от греков
и кельтов народы Северной Европы в своих
сагах не создали ярких драматических
традиций. Они почитали своих небесных
богов – асов, главным из которых считался
Один, бог Солнца. Кроме него выделялись
Тор, бог грома и молнии; Тюр, бог войны;
Хед, слепой бог судьбы; Локи, хитрый и
зловредный бог огня; богини - Фрейя,
богиня любви и красоты; Скади, суровая
богиня охоты, и другие. Великим героем
скандинавских преданий был Тор, гроза
великанов, воинственный крушитель
вражеских черепов, обладатель чудесного
молота Мьёлльнира. В то же время морским
разбойникам-викингам был по душе и Один,
бог сражений и вдохновитель грозных
берсеркеров. Своим воинам - викингам
верховный бог Один даровал райскую
жизнь в своем небесном чертоге Вальхалле,
где эйнхерии (доблестно павшие викинги)
днем сражались, а ночью пировали в
обществе прекрасных валькирий.
Мифы сплетают сложные
узоры обстоятельств, не зависящих от
смертных или богов. Так предназначение
и судьба в европейской мифологии почти
всегда предрешены. Бог Один не может
справиться с неизбежной гибелью богов
в день Рагнарёк; кельтский бог солнца
Луг не может спасти своего сына Кухулина
от гибели. Даже Зевс, верховный бог
древних греков, был обязан лишь следить
за ходом предсказанных событий.
Иной, по-своему
интересный взгляд на мир отражен в
мифологии славян-язычников, которые не
выделяли себя из окружающей среды,
добродушно-наивно очеловечивая всю
природу. Правда, христианизация прервала
эту многообещающую традицию, и сведения
о пантеоне славянских богов весьма
скудны. Наиболее полно сохранилась
мифология восточных славян. Часть
сведений о ней записана в 12 столетии в
"Повести временных лет", которая
сообщает, что князь Владимир Святой
стремился создать общегосударственный
языческий пантеон. Однако принятие им
христианства в 988 году повлекло за собой
уничтожение идолов так называемого
Киевского пантеона (Род, Сварог, Даждьбог
и другие), а также запрет язычества и
его обрядов. Старые боги стали
отождествляться с христианскими святыми:
грозный Перун превратился в святого
Илью, мудрый бог Велес — в святого
Власия, удалой Ярила — в святого Георгия.
Славяне почитали богов жизни и смерти
(богини Жива и Морана), плодородия и
царства растений, небесных светил и
огня, неба и войны; олицетворялись не
только солнце или вода, но и многочисленные
домовые и прочие духи; поклонение и
преклонение выражалось в принесении
кровных и бескровных жертв. Славянские
боги обитали на небесах; духи природы
жили рядом с человеком: в доме, в поле,
в лесах и реках. Это домовые, полевики,
лешие, русалки, водяные, овинники,
банники, а особым почетом у славян
пользовались древние духи предков
своего рода или общины; во время
своеобразных ритуальных обрядов им
подносилась первая ложка и первый
кубок...
Идет время, однако
мифы, первичный пласт культурной жизни
человечества, продолжают привлекать
наше внимание, поскольку в этих древних
сказаниях по-прежнему можно разглядеть
глубинную суть бытия.
|